Совершенно нестандартно закончилось очередное заседание контактной группы, регулярно собирающейся в столице Белоруссии, чтобы зафиксировать очередное отсутствие прогресса в реализации соглашений о принципах урегулирования гражданского конфликта на Украине, заключенных в том же Минске 11-12 февраля 2015 года.
Вернее, с точки зрения достигнутых формальных результатов оно мало чем отличалось от всей предыдущей минской эпопеи. О чем точно говорили за закрытыми дверьми неизвестно, но многое можно угадать, исходя из последовавших комментариев и информационных сообщений.
ОБСЕ констатировало, что не удалось подписать соглашение об отводе с позиций бронетехники и артсистем калибром менее 100 миллиметров. Поскольку ополчение такой отвод уже начало, а виновника неудачи ОБСЕ не назвало, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что соглашение сорвал Киев.
ДНР и ЛНР потребовали от Киева переголосовать в Раде закон об особом статусе Донбасса и поправки в конституцию Украины, предварительно приведя все это в соответствие с духом и буквой Минска, то есть согласовав текст закона и поправок в конституцию с Народными Республиками. Ну здесь также не надо обладать глубокими знаниями в сфере политики, истории и дипломатии, чтобы со стопроцентной гарантией констатировать, что подобное требование никогда не будет выполнено. Нацисты из добровольческих батальонов третируют Порошенко и зовут его не иначе, как предателем уже за имеющиеся поправки, депутаты Рады на каждом углу рассказывают как Виктория Нуланд и Джефри Пайет в извращенной форме добивались от них согласия отдать за закон свои суверенные голоса. И это при том, что как честно (возможно единственный раз в своей жизни) заявил Порошенко, ни закон, ни поправки в конституцию никому никакого особого статуса не давали, а от Донбасса требовали выполнения предварительных условий, которые в своей совокупности сводились к полной и безоговорочной капитуляции.
В таких условиях ДНР и ЛНР могут требовать от Порошенко хоть закон переголосовать, хоть птичку в поле загонять. Он бы может и хотел, да не в состоянии. И так нацистский режим раскололся и завтра может статься, что даже усилий США не хватит, чтобы удерживать в стране относительную стабильность. А там, как совершенно верно пророчил Порошенко пресс-секретарь Правого сектора и бывший российский журналист, у него ничтожно мало шансов убежать как Янукович, зато масса возможностей повторить славный путь четы Чаушеску.
Следующая проблема, находившаяся на рассмотрении контактной группы – помощь Германии в возобновлении водоснабжения Донбасса. Очень полезная инициатива. И отказать официальный Киев вроде бы не может – немцы все же, не русские. Но и допустить восстановление водоснабжения, которое он же и разрушал киевский режим не желает. Наверное именно поэтому, когда все остальные вопросы были уже рассмотрены, переговоры экономической подгруппы все еще длились. Ну никак не могли понять украинские дипломаты зачем немцам это водоснабжение. Пусть бы лучше Грецией занимались.
Под занавес, традиционно, ДНР и ЛНР сообщили, что если Киев не захочет выполнять минские соглашения, то свою часть Минска они выполнят самостоятельно. Здесь, ясное дело, речь идет о местных выборах. Киев как раз требовал их отменить и настаивал на том, что позиция ДНР и ЛНР противоречит Минску. Донецк и Луганск, наоборот, считают, что проводя местные выборы они выполняют Минск, а что не по украинскому законодательству, так Киев сам виноват – ничего, что должен был не принял, не согласовал, не подписал, не сделал. Приходится работать без него.
Реакция в Киеве тоже была обыденной – местные патриоты в очередной раз обозвали Порошенко предателем и потребовали денонсировать «преступные» минские соглашения. Кстати, Рада не против.
А вот, что было нестандартным, так это реакция российских караул-патриотов. Раньше они не пропускали таких информационных поводов, как заседание контактной группы, для нагнетания истерии за неделю до него и еще неделю после. Причем их инвективы были зеркальным отражением страданий киевских нацистов. Только вместо предателя Порошенко и его «команды олигархов», российских страдальцев мучила предательская политика Суркова и примкнувшего к нему Путина. Именно в таком порядке, поскольку полтора года назад, по их версии Сурков собирался в тайне от Путина сдать Донбасс, а по версии последних трех месяцев уже Путин, попавший под влияние Суркова, собирался последовательно сдать Донбасс, Крым, Украину, а затем и всю Россию. Действительно, Путин – не Сурков, чего ему мелочиться, уж сдавать так сдавать.
Но похоже, до эйфорически девственных мозгов караул-патриотов начало доходить то, что даже презираемые ими украинские нацисты почувствовали (а некоторые может быть даже и поняли) значительно раньше. Они попали!
Ведь если Донбасс за полтора года так никто и не сдал, то рано или поздно придется объяснять почему. Можно сколько угодно рассказывать о выдающейся боеспособности украинской армии, о смешном Правом секторе, который завтра разгонит Порошенко, о том, что киевский режим страшно укрепился, а год зомбирования, перевел все население бывшей Украины в состояние перманентной русофобии. Но рано или поздно придется объяснить почему суперсильная (усиливающаяся, по словам караул-патриотов, быстрее чем ополчение) украинская армия наглухо засела в оборону и даже не пытается повторить свои успехи лета 2014 года, когда она почти задушила сопротивление в Донбассе.
Надо будет объяснить почему постоянно укрепляющийся киевский режим и лично Порошенко ведут переговоры со смешным и бессильным Правым сектором в течение двух недель после того, как одна из банд нацистских контрабандистов начала передел рынка контрабанды с бандой традиционных контрабандистов в Закарпатье, где все контрабандисты (включая умерших и не рожденных). Ну и ребята немножко постреляли. Ну в городе, ну из крупнокалиберного пулемета, ну в милицию. А что, разве нельзя? В Мариуполе тоже стреляли, даже из пушек БМП. И тоже в милицию.
Казалось бы, в чем проблема? Арестовать три-четыре десятка контрабандистов устроивших слишком наглые разборки и тем самым нарушивших традиционную конвенцию между Закарпатьем и Киевом, согласно которой закарпатцы занимаются традиционным промыслом, отстегивая кому надо и сохраняя формальную лояльность центру, а Киев закрывает глаза на то, что промысел этот контрабанда – главное, чтобы не перли через границу наркотики самолетами и танки эшелонами. Ан нет, выясняется, что конфликт между настоящими нацистами и квази нацистским правительством в Киеве уже столь глубок, что верховные наци (вроде Яроша) уже не могут сдать своих так же просто, как «не заметили» убийство Музычко, весной прошлого года. Чтобы не потерять авторитет в массах приходится торговаться всерьез. И даже после визита посла Пайета в Закарпатье и его личного участия в урегулировании конфликта, Ярош, на майдане в Киеве заявляет о подготовке референдума о недоверии существующем властям и о мобилизации на это святое дело всех сил Правого сектора.
Конечно, в Киеве он не выступал перед миллионами. Но человек триста-пятьсот были. А это куда больше, чем собрал Мустафа Найем на свой студенческий майдан. Примерно столько же тусовалось через сутки после «зверского разгона» «онижедетей» на Софиевской площади, где уже собирался майдан настоящий, через три месяца свергший Януковича. И лишь тридцать-сорок смешных парнишек с дубинками представляли там Правый сектор. В конце концов, даже в момент свержения Януковича майдан располагал в центре Киева не более, чем 3-5 тысячами боевиков. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть фотографии и кадры хроники, запечатлевшие крохотный пятачок на котором они были окружены, когда Янукович, потерявший от страха голову остановил «Беркут», за что он едва не расплатился жизнью, а десятки тысяч граждан Украины в результате его трусости и глупости уже погибли (миллионы стали беженцами).
Сейчас у Яроша гораздо больше людей. И у этих людей куда больше оружия. И если армия, спецслужбы, милиция, прокуратура и погранвойска предали Януковича и начали по указке мятежников ловить своего законного президента и главнокомандующего, то где гарантия, что они будут хранить верность Порошенко, которого сейчас «любят» не больше, чем Януковича накануне свержения, а легитимность которого куда как ниже. Особенно, если Порошенко попытается развязать гражданскую войну против «героев майдана». За полтора года армия и другие силовые структуры потеряли многих честных офицеров, зато оказались наводнены нацистами, инфильтрацией которых в ряды силовиков активно занималось само правительство в Киеве, опасавшееся, что без этого военные не станут выполнять преступные приказы. И эти нацисты идеологически и социально ближе к Правому сектору, чем к Порошенко. И открытие второго фронта гражданской войны против их братьев (если не по оружию, то по разуму), в то время, как они еще не довоевали в Донбассе их очень расстроит.
А еще обострился конфликт между Корбаном и Саакашвили, а на деле между Коломойским и Порошенко. Конфликт, как и у закарпатских контрабандистов, имущественный. И тоже не разрешимый. Просто потому, что имущества давно на всех не хватает, а с каждым днем становится все меньше и меньше. А чтобы внутри киевского серпентария наступили мир, дружба и сотрудничество надо разом удовлетворить запросы всех и готовиться к тому, что это только первый шаг – запросы будут расти в геометрической прогрессии и с ускорением по времени. И уже даже США не могут удерживать под контролем ситуацию на расползающейся под пальцами Украине. Слишком много и слишком регулярно придется давать слишком большому числу желающих. А в Вашингтоне привыкли брать.
А тут еще и немцы подвели российских караул-патриотов. Последние утверждали, что Россия вот-вот начнет платить Украине контрибуцию, в том числе в виде ассигнования средств на восстановление возвращенного Киеву Донбасса. А тут выясняется, что Донбасс, уже наполовину интегрированный в Россию, будут восстанавливать немцы. Кому интересно они контрибуцию платят?
В общем, у караул-патриотов остался один аргумент: «В Донбассе гибнут люди». Это правда, гибнут. Только, ведь даже самому фееричному идиоту понятно, что быстро прекратить войну можно только заняв российскими войсками всю Украину. Ополчения на это не хватит, оно и с освоенными-то территориями без поддержки не справляется.
Насколько я понимаю у украинской армии есть достаточно сил для того, чтобы запереться в крупных городах (в том числе с совершенно русским населением) и повторить тактику ополчения, приглашая оппонента к уличным боям. Дальше два варианта – большая кровь русских солдат (граждан России, интересы которых для руководства РФ не могут быть на втором месте в сравнении с интересами русских за рубежом), выбивающих врага из каменных джунглей в режиме максимально щадящем для местного населения или применение по городам с сотнями тысяч, а то и миллионами жителей всей мощи артиллерии и авиации. Боюсь, что как бы хорошо не стреляли русские артиллеристы, жертвы среди мирных жителей будут исчисляться тысячами, если не более. То есть, за спасение жителей Донецка придется заплатить жизнями жителей Харькова (а то и того же Славянска).
В общем, на сегодня аргументы караул-патриотов закончились, их опасения не подтвердились, а какую-либо внятную стратегию взамен многократно раскритикованного Минска они предложить не могут. Ну а публичная истерика хороша во время коротких информационных кампаний, уже в среднесрочной перспективе она становится смешной, а дальше просто нудной.
Так что неожиданным достижением последней встречи контактной группы на фоне повседневной рутины стало политическое уничтожение аргументации караул-патриотов. Теперь им надо либо признавать свою несостоятельность, либо придумывать новую концепцию «предательских планов Кремля».
.
Ростислав Ищенко